ИМЕЮТСЯ ЛИ КАКИЕ-ЛИБО ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ?

   Гражданин может голосовать на выборах по достижению 18-летнего возраста. Каких-либо ограничений по предельному возрасту избирателя нет.

   На должность Президента РФ имеют право претендовать лица, достигшие возраста 35 лет. Депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ могут избираться лица, достигшие 21 года. На должность Губернатора Иркутской области вправе выдвигаться лица, достигшие 30 лет, а на должность депутата Законодательного Собрания Иркутской области – 21 года. При этом отсутствуют требования о предельном возрасте лиц, которые могут выдвигаться в качестве кандидатов на тех или иных выборах.


ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ПРИЙТИ НА УЧАСТОК ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ, ЧТО ЕМУ ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРОГОЛОСОВАТЬ ДОМА – КУДА ЗВОНИТЬ, КОГДА, И КТО ИМЕЕТ НА ЭТО ПРАВО?

   Действительно, в день голосования не все желающие проголосовать смогут сделать это на избирательном участке, уважительные причины могут быть разные. Если человек в этот день оказался в больнице, поступить можно следующим образом.

   Во-первых, если в этом медицинском учреждении образован временный избирательный участок, проголосовать там (всего Иркутской области в больницах будет сформировано 26 временных участковых комиссий, например, в Иркутске – в областной больнице и в городской клинической больнице).

   Если же в медицинском учреждении нет избирательного участка, избирателю надо позвонить в свою участковую комиссию (номера телефонов размещены на сайте Избирательной комиссии Иркутской области) и попросить, чтобы члены комиссии приехали к нему. Так же могут поступить и люди преклонного возраста и инвалиды. Им необходимо позвонить в свою участковую комиссию заранее или непосредственно в день голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания голосования, то есть до 14 часов 8 сентября.


РАССКАЖИТЕ, КАК СТРОИТСЯ РАБОТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ГОЛОСОВАНИЯ?

   Этот процесс можно условно разделить на три этапа. На первом этапе, после окончания времени голосования участковая избирательная комиссия (УИК) гасит неиспользованные избирательные бюллетени и приступает к работе со списками избирателей, устанавливает число выданных бюллетеней и открепительных удостоверений. Все полученные данные заносятся в протокол об итогах голосования.

   На втором этапе происходит собственно подсчет голосов. Вскрываются переносные ящики для голосования, а затем и стационарные. Отсортировываются бюллетени неустановленной формы (если таковые обнаруживаются). Подсчитывается сколько голосов отдано за каждого кандидата и избирательное объединение. И эта информация вносится в соответствующие графы протокола об итогах голосования.

   На третьем этапе участковая комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматривает поступившие жалобы и обращения. Затем все члены комиссии подписывают протокол об итогах голосования. Копии протоколов выдаются наблюдателям. Председатель УИК, упаковав и опечатав избирательную документацию, направляется в территориальную избирательную комиссию, там данные из итоговых протоколов с участков вносятся в систему ГАС «Выборы.


ЧТО МОЖНО, А ЧТО НЕЛЬЗЯ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ?

   В соответствии с нормами федерального избирательного законодательства представители средств массовой информации, а также иные лица, присутствующие на избирательном участке в день голосования могут вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и контроля за участием гражданина Российской Федерации в выборах, и соблюдая положения статьи 1521 Гражданского кодекса РФ, иные положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие ограничения доступа к информации.
При осуществлении фото- и видеосъемки должны соблюдаться следующие требования:
– фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования должна производиться с места, определенного председателем участковой комиссии;
– до проведения фото- и (или) видеосъемки необходимо предварительно уведомить об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии;
– изображение гражданина не должно занимать большую часть снимка (экрана);
– запрещается производить фото- и видеосъемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней, заполненных бюллетеней до начала подсчета;
– при проведении фото- и видеосъемки работы членов участковой комиссии со списком избирателей должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержаться в списке избирателей.


НА ПРОШЛЫХ ВЫБОРАХ МОЕЙ ФАМИЛИИ НЕ ОКАЗАЛОСЬ В СПИСКАХ, ЗАТО ТАМ БЫЛА ФАМИЛИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ТАКИХ ОШИБОК?

   Чтобы исключить указанную Вами ситуацию, избирательным законодательством предусмотрена процедура ознакомления со списком избирателей. Любой гражданин Российской Федерации вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. Список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения представляется участковой избирательной комиссией за 10 дней до дня голосования – на предстоящих выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области с 28 августа 2013 года.

   Вам необходимо после 28 августа прийти в участковую избирательную комиссию по месту жительства с паспортом и проверить сведения в списке избирателей о себе. Если по какой-либо иной причине Вы не включены в список избирателей, напишите об этом соответствующее заявление.

   В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные Вами сведения и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения.


НА ВЫБОРАХ БУДЕТ ОБЩЕОБЛАСТНОЙ СПИСОК И СПИСОК ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ОКРУГАМ. СКОЛЬКО БЮЛЛЕТЕНЕЙ БУДУТ ВЫДАВАТЬ НА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ?

   Каждый избиратель имеет право получить два избирательных бюллетеня для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва: один – для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу и один – для голосования по областному избирательному округу.

   Если избиратель будет голосовать по открепительному удостоверению на избирательном участке, находящемся за пределами одномандатного избирательного округа, где он обладает активным избирательным правом, он вправе получить только избирательный бюллетень для голосования по областному избирательному округу.


СКОЛЬКО ДЕНЕГ ТРАТЯТ КАНДИДАТЫ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ, И КТО ЭТОТ ПРОЦЕСС КОНТРОЛИРУЕТ?

   Максимальный размер избирательного фонда политической партии - 60 млн. рублей, а одномандатника - 2,5 млн. рублей. Также законодательство определило, кто может перечислять средства в фонд, а кто – нет. В частности, запрещено перечислять средства государственным, религиозным, зарубежным организациям, военным учреждениям. Если деньги будут получены от них, то эти суммы обязаны вернуть назад, а анонимные пожертвования пойдут в пользу государства. Для контроля зачислений средств, их расходования при Избирательной комиссии Иркутской области работает контрольно-ревизионная служба.


Я СЛЕЖУ ЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ В НАШЕЙ СТРАНЕ, НО ПОРОЙ ДИВУ ДАЮСЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ НАШИХ ДЕПУТАТОВ. ВСТАЕТ ВОПРОС: ТРЕБУЮТ ЛИ ОТ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ СПРАВКУ ОБ ИХ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ?

   Право избирать и быть избранным – это конституционное право. Его нет у тех, кто по решению суда признан недееспособным. Эти данные поступают и к нам и учитываются при составлении списков избирателей. Фактов регистрации в качестве кандидата в депутаты психически больного человека нет. Есть, кстати, и другие ограничения, их в последнее время много стало. Допустим, наличие судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление. Таких в этот раз было десять, даже имеющих судимости за 4-5 подобных преступлений. Они, в основном, сами отказались от предвыборной гонки. А что касается эпатажности некоторых наших депутатов, их высказываний и поведения, то это вопрос не психического здоровья, а уровня их культуры – политической и правовой, общегражданской. Но вам, как избирателям, даётся право сделать выбор, не только по словам кандидатов, но и по их делам.


В СВЯЗИ С ПОСЛЕДНИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НА КАКОЙ ДЕНЬ ТЕПЕРЬ МОЖЕТ БЫТЬ НАЗНАЧЕНО ГОЛОСОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ?

    Президент Российской Федерации в начале октября подписал Федеральный закон № 157-ФЗ об установлении в Российской Федерации единого дня голосования – второе воскресенье сентября.

   Таким образом, если раньше голосование на соответствующих выборах могло быть назначено на второе воскресение марта или на второе воскресенье октября, то с 1 ноября 2012 г. в связи со вступлением в силу данного Федерального закона основные выборы в Иркутской области должны быть проведены в единый день голосования.


В СМИ ПРОШЛА ИНФОРМАЦИЯ, ЧТО ТЕПЕРЬ УЧАСТКОВЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ (УИК) БУДУТ ФОРМИРОВАТЬСЯ НА 5 ЛЕТ, ТАК ЛИ ЭТО?

   Действительно, помимо установления единого дня голосования, федеральный законодатель определил, что до 30 апреля 2013 г. на всей территории Российской Федерации должны быть сформированы УИК на постоянной основе сроком на 5 лет.


КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ВОЙТИ В СОСТАВ УИК НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ?

   В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в состав УИК могут предлагать кандидатуры политические партии, избирательные объединения, представительные органы муниципальных образований, собрания избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы. Количество вносимых предложений не ограничивается.

   Формируют УИК территориальные избирательные комиссии (ТИК).

   При этом ТИК обязаны назначить не менее одной второй от общего числа членов УИК на основе поступивших предложений парламентских партий, политических партий, которые представлены в Законодательном Собрании Иркутской области, а также от тех избирательных объединений, которые допущены к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.


ЕСЛИ В ТИК ПОСТУПИЛО В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ УИК, КАК БЫТЬ С ТЕМИ КАНДИДАТУРАМИ, КОТОРЫЕ НЕ БУДУТ ВКЛЮЧЕНЫ В УИК?

   В соответствии с пунктом 51 статьи 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатуры, предложенные в состав УИК, но не назначенные членами комиссии, будут зачисляться в резерв составов УИК, который будет формировать Избирательная комиссия Иркутской области в порядке, установленном ЦИК России.


КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОСНУЛИСЬ ПОРЯДКА ОБРАЗОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ?

   В соответствии с действующим законодательством для выборов, назначенных после 1 ноября 2012 года, одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа будут образовываться сроком на десять лет.

   При этом, если выборы будут проводиться во второе воскресенье сентября 2013 г., схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов должна быть определена соответствующей избирательной комиссией не позднее 1 декабря 2012 г., а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительной орган муниципального образования должны утвердить указанную схему не позднее 1 февраля 2013 г.


КАКОВ НОВЫЙ ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ?

   Федеральный закон от 2 октября 2012 г. № 157-ФЗ об едином дне голосования также установил, что избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а также для всех референдумов субъектов Российской Федерации и местных референдумов. При этом избирательные участки должны быть образованы сроком на 5 лет по согласованию с соответствующей ТИК главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее 20 января 2013 г.


КАКИЕ ВЫБОРЫ МОГУТ БЫТЬ ПРОВЕДЕНЫ В ИНОЙ, ЧЕМ ВТОРОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ СЕНТЯБРЯ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ?

   Помимо выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вне единого дня голосования в соответствии с действующим федеральным законодательством могут быть проведены досрочные, повторные и дополнительные выборы.

   Досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня прекращения полномочий органов или депутатов, за исключением досрочных выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, которые должны быть проведены в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий.

   Повторные выборы должны быть проведены не позднее чем через 3 месяца со дня голосования на основных выборах, если в результате этих выборов соответствующий орган не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо не было избрано. В остальных случаях (признание выборов недействительными, несостоявшимися, а также в случае, если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными) повторные выборы проводятся во второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через 1 год со дня появления основания для проведения повторных выборов.

   Дополнительные выборы по общему правилу назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков (не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования – на региональных; не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней – на местных) не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через 1 год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.

   Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий.


КОГДА МЫ БУДЕМ ВЫБИРАТЬ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СОЗЫВА?

   Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва была избрана 4 декабря 2011 года на срок пять лет, который истекает в декабре 2016 года. В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выборы депутатов Государственной Думы нового созыва будут проводиться в третье воскресенье сентября 2016 года.
   Все 450 депутатов действующей Государственной Думы выдвигались политическими партиями в составе федеральных списков кандидатов и избирались по партийным спискам по единому федеральному избирательному округу.
   В 2014 году законодательство о выборах депутатов Государственной Думы претерпело изменения. При сохранении численности депутатов в количестве 450 на выборах, которые состоятся в 2016 году, 225 депутатов Государственной Думы будут избираться по одномандатным избирательным округам и 225 депутатов – по федеральному избирательному округу (включающему всю территорию Российской Федерации).


ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ ПОРЯДОК ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТОВ?

   Порядок выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы в 2016 году регулируется Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». При сохранении процедуры выдвижения кандидатов политическими партиями в составе федеральных списков кандидатов по новому законодательству граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами в депутаты Государственной Думы непосредственно путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями по одномандатным избирательным округам.


КАК ОБРАЗУЮТСЯ ОДНОМАНДАТНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА: ПО СУБЪЕКТАМ ИЛИ ПО ЧИСЛЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?

   Изменения в законодательстве коснулись также порядка образования избирательных округов. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов с соблюдением требований примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей в пределах одного субъекта Российской Федерации не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях– не более чем на 15 процентов.
   Избиратели, приписанные к одномандатным избирательным округам, считаются также приписанными к федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.


КАКИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ БУДУТ ПРОВОДИТЬ ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ?

   В законе произошли изменения, касающиеся избирательных комиссий, которые осуществляют подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы.
   В связи с образованием одномандатных избирательных округов будут образованы также окружные избирательные комиссии, порядок формирования которых установлен Федеральным законом«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Перечень избирательных комиссий на предстоящих выборах депутатов Государственной Думы установлен в законе следующий:
   1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
   2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
   3) окружные избирательные комиссии;
 4) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, на которые в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возложены полномочия территориальных избирательных комиссий;
   5) участковые избирательные комиссии.


МОГУ ЛИ Я ВЫДВИНУТЬ СВОЮ КАНДИДАТУРУ В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ?

   Гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы в порядке самовыдвижения, либогражданин может быть выдвинут политической партией. Самовыдвижение кандидата может осуществляться только по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут политической партией.
   При этом следует учитывать следующее. Если кандидат выдвинут в порядке самовыдвижения либо выдвинут политической партией по одномандатному избирательному округу (не освобожденной в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от сбораподписей избирателей), необходимым условием его регистрации является сбор подписей избирателей.
   В этом случае в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, – не менее 3 тысяч подписей избирателей.