ИМЕЮТСЯ ЛИ КАКИЕ-ЛИБО ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ?

   Возрастные ограничения участников выборов определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также законами, регулирующими проведение отдельных видов выборов. Гражданин может голосовать на выборах по достижению 18-летнего возраста. Каких-либо ограничений по предельному возрасту избирателя нет. Что касается реализации пассивного избирательного права (права быть избранным), то действующим законодательством предусмотрены следующие условия. На должность Президента РФ имеют право претендовать лица, достигшие возраста 35 лет. Депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ могут избираться лица, достигшие 21 года. На должность Губернатора Иркутской области вправе выдвигаться лица, достигшие 30 лет, а на должность депутата Законодательного Собрания Иркутской области – 21 года. Главой муниципального образования могут быть избраны граждане, достигшие 21 года, а депутатом местной Думы может стать гражданин, достигший 18 лет. При этом действующие законы не устанавливают требований о предельном возрасте лиц, которые могут выдвигаться в качестве кандидатов на тех или иных выборах.


ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ПРИЙТИ НА УЧАСТОК ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ, ЧТО ЕМУ ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРОГОЛОСОВАТЬ ДОМА – КУДА ЗВОНИТЬ, КОГДА И КТО ИМЕЕТ НА ЭТО ПРАВО?

   Действующим избирательным законодательством предусмотрены порядок и условия голосования отдельных граждан вне помещения для голосования. Согласно статье 66 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые включены в список избирателей, участников референдума, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования. Такой мерой, в частности, является домашний арест (статья 98 УПК РФ). Таким образом, законом прямо указаны возможные уважительные причины, при наличии которых избиратель вправе проголосовать на дому.
   Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования. Заявить о своем желании проголосовать на дому избиратель может лично или при содействии других лиц, обратившись в участковую комиссию своего избирательного участка с письменным заявлением или путем устного обращения (например, по телефону), которое впоследствии подтверждается письменным заявлением по прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референдума.
   В своем заявлении (устном обращении) избиратель обязан указать причину, по которой не может прибыть в помещение для голосования. Соответствующее заявление (устное обращение) может быть подано в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.


КАК ПРОГОЛОСОВАТЬ ТЕМ, КТО НЕ СМОЖЕТ ПРИЙТИ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА, И ЧТО ЗНАЧИТ «МОБИЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ»?

   По общему правилу, избиратель голосует в помещении для голосования того избирательного участка, на котором находится его место жительства (где он зарегистрирован органами регистрационного учета по месту жительства – «прописан»). Те избиратели, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в установленные порядки и сроки в территориальную или участковую избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения, в котором он должен указать конкретный избирательный участок – тот, где он будет фактически находиться в день голосования. Такое заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Избиратель, подавший такое заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства и включается в список избирателей по месту своего нахождения. Этот способ обеспечения избирательных прав граждан, которые по разным причинам не смогут в день выборов проголосовать по месту жительства, и получил условное название «Мобильный избиратель». Вместе с тем данный механизм применяется при проведении федеральных и региональных выборов. При проведении муниципальных выборов в целях обеспечения избирательных прав граждан, которые в день голосования будут отсутствовать по месту жительства, предусмотрено досрочное голосование.


РАССКАЖИТЕ, КАК СТРОИТСЯ РАБОТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ГОЛОСОВАНИЯ?

   Процесс подсчета голосов избирателей подробно регламентируется Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также другими законами, регулирующими проведение отдельных видов выборов.
   Этот процесс можно условно разделить на три этапа. На первом этапе, после окончания времени голосования участковая избирательная комиссия (УИК) гасит неиспользованные избирательные бюллетени, уточняет число полученных участковой комиссией избирательных бюллетеней и приступает к работе со списками избирателей. Устанавливается число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования, число выданных избирателям избирательных бюллетеней в помещении для голосования, а также вне помещения для голосования, число избирательных бюллетеней, выданных проголосовавшим досрочно. Все полученные данные оглашаются и заносятся в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму.
   На втором этапе происходит собственно подсчет голосов. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням. Члены УИК с правом решающего голоса извлекают избирательные бюллетени из переносных и стационарных ящиков для голосования, сортируют, раскладывают их в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за каждого из кандидатов (список кандидатов), одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены УИК оглашают содержащиеся в них отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается. Затем осуществляется подсчет рассортированных избирательных бюллетеней в каждой пачке отдельно по голосам избирателей, поданным за каждого кандидата (список кандидатов). Бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Вся информация оглашается и вносится в соответствующие графы протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
   На третьем этапе участковая комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей и принимает по ним решения. Затем все присутствующие члены УИК с правом решающего голоса подписывают протокол об итогах голосования. В нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. После этого заверенную копию протокола вправе получить все имеющие на это право лица, в том числе наблюдатели. Председатель УИК, упаковав и опечатав избирательную документацию, направляется в территориальную избирательную комиссию с подписанным протоколом об итогах голосования, там данные из итоговых протоколов с избирательных участков вносятся в систему ГАС «Выборы.
   При использовании технических средств подсчета голосов, в частности, комплексов обработки избирательных бюллетеней процедура подсчета голосов избирателей имеет специфику и осуществляется в порядке, установленном специальными положениями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также нормативно-правовыми актами ЦИК России.


ЧТО МОЖНО, А ЧТО НЕЛЬЗЯ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ?

   В соответствии с нормами действующего федерального избирательного законодательства фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования вправе осуществлять аккредитованные в установленном порядке представители средств массовой информации, а также присутствующие на избирательном участке в день голосования наблюдатели. При осуществлении фото- и видеосъемки должны соблюдаться следующие требования:
   – фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования должна производиться с места, определенного председателем участковой комиссии;
   – до проведения фото- и (или) видеосъемки необходимо предварительно уведомить об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии;
   - фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования должна производиться таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей;
   - запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов;
   - фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся;
   - изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана);
   - при проведении фото- и (или) видеосъемки должны соблюдаться положения статьи 1521 «Охрана изображения гражданина» Гражданского кодекса Российской Федерации, иные положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие ограничения доступа к информации.


КТО ТАКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ, ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ?

   Институт общественного наблюдения впервые был применен на выборах Президента РФ в марте 2018 года. В июле 2018 года в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения, устанавливающие возможность Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации по назначению наблюдателей в избирательные комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (при проведении референдумов институт общественного наблюдения не применяется). Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации являются субъектами общественного контроля, их правовой статус регулируется Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
   По существу, введение института общественного наблюдения является дополнительной гарантией, направленной на обеспечение гласности и открытости деятельности избирательных комиссий, реализуемой, в частности, путем расширения контрольных полномочий общественных палат как основного института гражданского общества.
   Правовой статус общественного наблюдателя тождественен правовому статусу наблюдателей, назначаемых другими управомоченными субъектами, то есть общественные наблюдатели обладают теми же правами, на них распространяются такие же ограничения и запреты, какие установлены избирательным законодательством для всех наблюдателей.


НА ПРОШЛЫХ ВЫБОРАХ МОЕЙ ФАМИЛИИ НЕ ОКАЗАЛОСЬ В СПИСКАХ, ЗАТО ТАМ БЫЛА ФАМИЛИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ТАКИХ ОШИБОК?

   Чтобы исключить указанную ситуацию, избирательным законодательством предусмотрена процедура ознакомления со списком избирателей. Любой гражданин Российской Федерации вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. Список для ознакомления с ним избирателей и его дополнительного уточнения представляется участковой избирательной комиссией за 10 дней до дня голосования.
   В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. В случае принятия решения об удовлетворении поданного заявления, исправление в списке избирателей производится участковой комиссией немедленно.
   Кроме того, на официальном сайте Центральной избирательной комиссии РФ http://www.cikrf.ru/ избиратели могут воспользоваться специальными электронными сервисами «Найди свой избирательный участок» и «Найди себя в списке избирателей», с помощью которых можно получить информацию об избирательном участке, в списке избирателей которого находится избиратель, а также о месте нахождения и телефоне соответствующей участковой избирательной комиссии.


СКОЛЬКО ДЕНЕГ ТРАТЯТ КАНДИДАТЫ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ, И КТО ЭТОТ ПРОЦЕСС КОНТРОЛИРУЕТ?

   Действующим избирательным законодательством предусмотрено, что в целях финансового обеспечения своих избирательных кампаний кандидаты и избирательные объединения создают избирательные фонды. Законодательством предусмотрен ряд гарантий, обеспечивающих прозрачность финансовых операций и возможность осуществления внешнего контроля за их законностью. Так, законом установлено строго целевое расходование средств избирательного фонда, предельные размеры такого расходования, а также механизм раскрытия информации о движении финансовых средств на специальном избирательном счете. Максимальные размеры избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений установлены законами, регулирующими проведение отдельных видов выборов. Например, на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата-одномандатника не может превышать 10 миллионов рублей, а средств избирательного фонда избирательного объединения – 120 миллионов рублей. При проведении выборов Губернатора Иркутской области такая сумма составляет 60 миллионов рублей. В частности, запрещено перечислять средства государственным, религиозным, зарубежным организациям, военным учреждениям. Если деньги будут получены от них, то эти суммы обязаны вернуть назад, а анонимные пожертвования пойдут в пользу государства. Для контроля зачислений средств и их расходования при избирательных комиссиях работают контрольно-ревизионные службы.


ПОЧЕМУ В АГИТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛАХ МОЖНО РАЗМЕЩАТЬ ТОЛЬКО ФОТОГРАФИИ КАНДИДАТОВ?

   Избирательное законодательство закрепляет все больше требований к проведению предвыборной агитации кандидатами и политическими партиями, в том числе через СМИ. В 2016 году в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены изменения, касающиеся, кроме всего прочего, правил размещения в агитационных материалах изображений физических лиц.
   Согласно статье 91 указанного закона, при проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:
   а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
   б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
   Таким образом, изображение других лиц в предвыборных агитационных материалах, в том числе и детей, закон не предусматривает вообще. Ранее законодательство в этом вопросе предоставляло возможность использования в своих предвыборных агитационных материалах изображений иных физических лиц, в том числе несовершеннолетних детей кандидата. Установление рассматриваемых ограничений имеет целью повышение узнаваемости кандидатов, выдвигаемых на выборах любого уровня, стимулирование их активного непосредственного участия в предвыборной агитации, что, в свою очередь, будет способствовать повышению информированности избирателей о кандидатах и избирательных объединениях.


КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ВОЙТИ В СОСТАВ УИК НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ? ЕСЛИ В ТИК ПОСТУПИЛО БОЛЬШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ УИК, КАК БЫТЬ С ТЕМИ КАНДИДАТУРАМИ, КОТОРЫЕ НЕ БУДУТ ВКЛЮЧЕНЫ В УИК?

   В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в состав УИК могут предлагать кандидатуры политические партии, общественные объединения, представительные органы муниципальных образований, собрания избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы. Количество вносимых предложений не ограничивается. Формируют УИК территориальные избирательные комиссии (ТИК).
   При этом ТИК обязаны назначить не менее одной второй от общего числа членов УИК на основе поступивших предложений парламентских партий, политических партий, которые представлены в Законодательном Собрании Иркутской области, а также от тех избирательных объединений, которые допущены к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
   В соответствии с пунктом 51 статьи 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатуры, предложенные в состав УИК, но не назначенные членами комиссии, будут зачисляться в резерв составов УИК, который будет формировать Избирательная комиссия Иркутской области в порядке, установленном ЦИК России.


КАК ОБРАЗУЮТСЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА? ЧТО ТАКОЕ ОДНОМАНДАТНЫЕ И МНОГОМАНДАТНЫЕ ОКРУГА?

   Понятие «избирательный округ» закреплено в п. 30 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Это «территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица)». С понятием избирательного округа законодательство о выборах связывает ряд важных избирательных действий. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов, их регистрация производятся в соответствующем избирательном округе. В границах избирательного округа обеспечиваются равные условия проведения предвыборной агитации для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.
   Закон устанавливает три вида избирательных округов: единый, одномандатный, многомандатный.
   Единый избирательный округ включает всю территорию, на которой проводятся выборы. Например, выборы Президента РФ проводятся по единому избирательному округу, который включает всю территорию РФ. На выборах главы муниципального образования образуется единый избирательный округ на всей территории муниципального образования.
   Одномандатный избирательный округ - округ, в котором избирается один депутат.
   Многомандатный избирательный округ - округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально.
   Границы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждаются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в порядке, предусмотренном законодательством. Избирательные округа образуются сроком на 10 лет.


КАКИЕ ВЫБОРЫ МОГУТ БЫТЬ ПРОВЕДЕНЫ В ИНОЙ, ЧЕМ ВТОРОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ СЕНТЯБРЯ, ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ?

   Выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводятся в сроки, установленные соответствующими федеральными законами. В единый день голосования – второе воскресенье сентября – проводятся выборы в органы государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления (за исключением случая, когда полномочия этих органов истекают в год проведения выборов в Государственную Думу). Вне единого дня голосования в соответствии с действующим федеральным законодательством могут быть проведены досрочные, повторные и дополнительные выборы.
   Досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня прекращения полномочий органов или депутатов, за исключением досрочных выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, которые должны быть проведены в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий.
   Повторные выборы должны быть проведены не позднее чем через 3 месяца со дня голосования на основных выборах, если в результате этих выборов соответствующий орган не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо не было избрано. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через 1 год со дня появления основания для проведения повторных выборов.
   Дополнительные выборы по общему правилу назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сроков их назначения, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через 1 год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.
   Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий.